Битва за GM с ее многочисленными марками – это не просто событие в автомобильном мире. Практически то же самое происходило и во времена Второй Мировой. На лицо глобальный передел власти, которому предшествует делёжка автопрома. А, помните, к чему это привело в 1941-м, когда война уже длилась второй год без участия Америки? Напомним: правительству США очень хотелось поучаствовать во Второй мировой, чтобы быть допущенными к переделу мира и заработать на продаже военной технике GM (а также поднять собственную экономику после Великой депрессии). Ведь ресурсы лидера тяжелой промышленности были колоссальными, а продукцию нужно было сбывать.
Чтобы стать в строй, американцы допустили нападение японцев на Пэрл Харбор, хотя сегодня достоверно известно, что власти США знали о готовящейся атаке за несколько месяцев до ее проведения. Просто народ был против войны (в начале сентября 1939 г., по данным опроса, проведенного Институтом Гэллапа, на вопрос, должны ли США использовать армию и флот против Германии, 84% опрошенных ответили «нет»), а бизнесу и правительству очень хотелось в ней поучавствовать, чтобы получить доступ к мировой кормушке. Поэтому за несколько дней до атаки на Перл-Хабор американцы вывели с этой базы свои авианосцы, оставив подставив устаревшие линкоры...
Но до этого, напомним, в 1928 году фирма Opel (Vauxhall) за деньги налогоплательщиков США в два этапа перешла под покровительство General Motors, став ее официальным филиалом в Германии. С этого момента темп производства автомобилей еще больше увеличился. Из стандартных узлов и агрегатов собиралось огромное количество новых моделей. В 1935 году компания Opel первой в Германии выпустила 100 тысяч автомобилей. Вместе со своей немецкой «дочкой» процветала и GM во главе с господином Дюраном, который спланировал все, чтобы обеспечить конкурентоспособность «своих» поставщиков. По плану Дюрана, каждый из них (включая Fisher Body – самого крупного поставщика запчастей) был обязан продавать 50% своей продукции внешним партнерам (не General Motors); другими словами, торговать с конкурирующими компаниями, поддерживая, таким образом, конкурентоспособные цены и конкурентоспособное качество. Все шло по плану, но накануне войны в 1936-1937 гг. профсоюзы отрасли добились значительного повышения ставок оплаты труда на автомобилестроительных заводах а, подкошенный GM пришлось «спасать» государству за деньги налогоплательщиков! Не то же ли самое происходит сегодня?
Эксперты единогласны - нынешнему банкротству GM активнее всего способствовал ее же профсоюз! Даже The New York Times, которая никогда не отличалась предвзятым отношением к организованному рабочему движению, и та пишет, что UAW (United Auto Workers) навязал General Motors абсурдный коллективный договор, поставивший корпорацию в заведомо проигрышную позицию по сравнению с конкурентами. Думаете, профсоюз делал это все из чистых побуждений и сохранил рабочие места? Увы, нет. Сейчас, когда корпорация рухнула под грузом социальных обязательств (включая пенсионные), десятки тысяч её сотрудников потеряют работу в не самое подходящее время для поиска оной. А что будет с пенсионерами — их, между прочим, 650 тыс. человек? Детройт быстро превращается в мертвый город, где уже сегодня 40% домов незаселены! Кроме того, как ожидается, компания объявит о закрытии 11 заводов. Недавно автопроизводитель объявил о намерении продать такие бренды, как Pontiac, Saturn, Saab и Hummer (вчера продан китайцам за $500 млн.), а также о сокращении на 40% своей дилерской сети, насчитывающей 6 тысяч центров. Но правительство США, как всегда, не жалеет денег налогоплательщиков для спасения культового производителя. «Новой» компании не только простят большую часть миллиардов, которые «покойница» должна государству, но и выдадут 30 млрд. бонуса. За это государство получит 60% акций будущей компании. Топ-менеджеров тоже назначит государство, точнее, администрация президента. Еще 9,5 млрд долларов оживший труп получит от правительства Канады. За это канадцам дадут 12% акций и право назначить одного топ-менеджера. Новая компания обязалась создать траст VEBA, который будет контролироваться боссами UAW и платить за медицинское обслуживание пенсионеров старой GM. Этот траст получит 17,5% акций и право назначить одного неголосующего члена правления.
И снова «случайное» совпадение... В начале 1940-х нацистское правительство присваивает заводы Opel и национализирует компанию, а с 1942 года GM перестает считать Opel своей собственностью, и в результате получается прикольная фишка – деньги американских налогоплательщиков начинают работать против их самих же! Ведь в те годы в Германии культивировались ксенофобия и шовинизм, кульминацией которых стали так называемые законы о чистоте расы. США воспринимались нацистами, как главный оплот мирового сионизма, так что GM (как и вся промышленность США) уже с середины тридцатых годов стал готовиться к войне. В 1939-1945 гг. Opel (как и другие автоконцерны мира) производил боевую технику. В годы войны заводы Opel были разрушены, большое количество оборудования было конфисковано державами-победительницами. Тем не менее, стратеги GM довольно быстро восстановили прежние позиции дочернего предприятия...
На сей раз покупателем европейского подразделения General Motors (Opel) стала канадская компания Magna International Inc, выступающая в альянсе с российским Сбербанком и ОАО «Группа ГАЗ». Сбербанк получит 35%, General Motors сохранит за собой долю в 35%, остальные 10% будут принадлежать работникам Opel.
Неужели GM теперь будет выпускать танки для Опеля?
Наша справка. За годы Второй мировой войны General Motors обеспечила поставки военных материалов для союзных сил более, чем на 12,3 миллиарда долларов, включая авиационные двигатели, самолеты и запасные части, грузовые автомобили, танки, судовые дизельные двигатели, пушки, артиллерийские снаряды и разнообразные изделия. Среди этих изделий, выпущенных для военных нужд, были армейские грузовые автомобили с колесной формулой 6х6 (автомобиль класса 2,5 тонны для перевозки солдат и военных грузов) и амфибия DUKW (прозвище «утка»), созданный для перевозки до 50 солдат, как по земле, так и по воде.

P.S. Если посмотреть на официальный документ о результатах продаж ведущих автогигантов за май 2009-го, то все становится на свои места. Вопреки истерикам и недовольствам со стороны власти и профсоюзов, дела у GM шли весьма неплохо (по сравнению с другими автогигантами). Но обанкротился могучий автопром Америки с такой громкостью, что мир содрогнулся. Украина, кстати, непосредственно пострадала от банкротства GM. Поскольку наши металлурги поставляли американцам алюминиевый лист. Компенсировать потерю такого покупателя пока нечем. И еще одна деталь - со своими 172,8 млрд долларов долга компания стала крупнейшим автобанкротом за всю историю. Вот это мы понимаем комбинация!
Алексей Черняк-Самойленко, «Друга Смуга»