Страшным ударом для "большой тройки" из Детройта стал нефтяной кризис 70-х годов. Первое резкое повышение цен на нефть произошло в 1973 г., когда арабские страны-экспортеры объявили эмбарго на поставки нефти в страны Запада за то, что они поддержали Израиль в последней арабо-израильской войне. Во второй раз нефть взлетела в 1980 г., в связи с исламской революцией в Иране и прекращением экспорта нефти из этой страны. В результате американская публика, не желая поддерживать отечественного производителя, стала в массовом порядке покупать японские машины - экономичные, качественные и дешевые. Для американского автопрома наступили тяжелые времена. Конечно, свою роль сыграли и другие факторы - например, то, что он так долго варился в тепличных условиях, что отвык от конкурентной борьбы. Так или иначе, "большая тройка" стала резко сдавать позиции на внутреннем рынке. Для "Крайслера" в конце 70-х дело чуть было не кончилось банкротством, которого удалось избежать только благодаря беспрецедентному займу, предоставленному правительством США. Итогом попыток угодить потребителям, а также соблюсти новые государственные нормы по экономичности и безопасности стал так называемый "great shrink" - по-русски, "великое ужатие" или "великое усыхание". Происходило беспрецедентное явление - впервые после рестайлинга новые модели становились не крупнее, а сильно мельче старых. Мощность также снижалась катастрофически, буквально в разы: от 350-400 л.с. до 100-150. Из каталогов автопроизводителей навсегда пропали хардтопы, на несколько (6-8) лет - кабриолеты, а когда те появились снова, их было очень мало: не более чем по 1-2 штуки в модельном ряду каждой модели. Впрочем, падение интереса к открытым машинам у публики наблюдалось давно. Как известно, вплоть до 20-х гг. закрытые кузова были редкостью. В 1957 г. в линейке "Бьюика" значилось 4 кабриолета на 20 моделей. В 1972 г. - те же 4, но на 27 моделей. А в 2004 г. - 18 моделей (включая внедорожники) и ни одного кабриолета. Кроме того, американский автопром окончательно перешел на "европейскую парадигму": я имею в виду, что не осталось ни сил, ни средств для того, чтобы ежегодно обновлять модельный ряд, и модели стали выпускаться по многу лет подряд без серьезных изменений, как это делается в Европе. sad.gif